Форум "Фестивальная-31. Переселение"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум "Фестивальная-31. Переселение" » Документы по жилищной тематике » Комментарии, разъяснения и обсуждения документов


Комментарии, разъяснения и обсуждения документов

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

«Рейдерский захват» земли московскими властями
2 января 2013 01:13
Олег Комолов

Мало кто замечает, но в Москве сейчас происходит новый передел земли. Как водится, выгодоприобретателями от этих манипуляций станут вовсе не простые горожане.
Дело в том, что две трети земли в границах «старой» Москвы (около 108 тыс. га), являются землями, принадлежащими жильцам домов на долевой основе, т.е. входит в состав придомовых земельных участков.
В эпоху Лужкова Москву поразила «чума» точечного коммерческого строительства (дома, торговые центры, административные здания). Сегодня к этому прибавилось активное строительство различных инфраструктурных объектов («народных гаражей», расширение и строительство дорог, развязок). У всего этого новодела есть общая черта — строительство ведется, как правило, на землях, принадлежащих жильцам многоквартирных домов.
Сложилась интересная ситуация. Горожане являются собственниками квартир (около 87% москвичей), однако ничего не знают о своих правах на придомовые участки.
Придомовая территория с установленными границами на момент застройки принадлежала москвичам до вступления в действие Жилищного Кодекса РФ на праве бессрочного пользования. Это подтверждается правоустанавливающими документами:
- актом о предоставлении земельного участка под капитальное строительство жилого дома;
- планом земельного участка в установленных границах, отведенного для капитального строительства жилого дома;
- планом благоустройства территории.
Долевая собственность владельцев квартир на придомовой участок закреплена в ст.36 Жилищного кодекса РФ.
Соответственно москвичи и только москвичи (собственники квартир) являются законными владельцами придомовой земли, и только они вправе распоряжаться её судьбой.
Конечно, столичных чиновников такой расклад не устраивает. И они приняли решение, по сути, лишить москвичей возможности распоряжаться земельными участками, прилегающими к многоквартирным домам (МКД).
В настоящее время власти Москвы выделили несколько десятков миллиардов бюджетных средств, т.е. наших с вами налогов, на межевание земли, хотя подавляющее большинство придомовых земельных участков в Москве уже были сформированы ранее.
Правительство Москвы предлагает жителям два варианта установления границ участков жилой застройки: 1) в границах «пятна застройки» дома, т.е. по границам фундамента здания; 2) в соответствии с расчетными нормативно необходимыми значениями площади участка (Московские Городские Строительные Нормамы 1.01.-99).
Что характерно, оба варианта являются незаконными!
Чтобы дом нормально эксплуатировался, ему необходимы: гостевая парковка, детская площадка, противопожарный проезд, озелененная территория и т.д.
Что касается МГСН 1.01.-99, то они применяются, как и указано в документе, как нормативы для нового строительства и не могут быть положены в основу перемежевания уже сформированных в советское время границ придомовых участков.

Прорисовывается схема действий московской власти при отъёме придомовых территорий у жильцов:
1) межевание кварталов жилой застройки (т.е. урезание придомовых территорий МКД);
2) проведение публичных слушаний и собраний собственников жилья МКД по выбору размеров придомовых территорий: между урезанной территорией с оформлением в состав общего имущества и «пятном застройки»;
3) жильцы домов вынужденно выбирают второй вариант. Во-первых, потому, что в большинстве случаев не имеют возможности платить дополнительный налог на собственность земельного участка. Во-вторых, для большинства москвичей непосильной ношей станут расходы по финансированию работ, связанных с содержанием придомового участка. К их числу относится ремонт асфальтового покрытия, уборка территории от мусора, льда и снега, вывоз мусора, а также уход за зелеными насаждениями.

Проводя перемежевание земли, московская власть преследует следующие цели:
1. Сформировать источники внебюджетных доходов за счет незаконно отчужденных территорий. Так, на исключенных в результате перемежевания из придомовых территорий на автостоянках возможно строительство и последующая продажа многоярусных гаражей, если это будет допустимо действующим СНиПом, либо оборудование мест хранения машин, которые могут сдаваться ГУИСами в аренду их же бывшим владельцам. На исключенных из придомовых территорий детских площадках могут строиться капитальные объекты. На исключенных из придомовых территорий спортивных площадках — ФОКи и т.д.
2. Легализовать осуществление точечного строительства, производимого на заведомо несвободных от обременения земельных участках.  Это обстоятельство лишит собственников возможности подавать в суд виндикационные иски об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения.
3. Лишить возможности владельцев парковать свои автомашины на законных основаниях в своих дворах и принудить их приобретать машиноместа в «народных гаражах» по завышенным ценам.
Московская власть ставит москвичей практически в безвыходное положение. Она планирует навязать горожанам публичные слушания по межеванию земли. Чтобы публично защищать свою землю, требуйте от чиновников доставить на слушания правоустанавливающие документы на придомовые участки на момент строительства (требование ст. 43 Градостроительного Кодекса РФ), а еще лучше — запрашивайте их сами в Мосархиве и БТИ.

Подробнее: http://comstol.info/2013/01/moskovskie-novosti/5521
   
По словам выступающего, технические паспорта на домовладение, которые находятся в БТИ, являются действительными до 2007 года и равны по своей юридической силе кадастровым паспортам. В подтверждение он зачитал решение пленума Высшего арбитражного суда РФ от 23 июля 2009 года №64, где в 3-й статье сказано: «Право общедолевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений зданий в силу закона, вне зависимости от регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним». «Как это нужно понимать? Даже если у вас нет на руках кадастрового паспорта на земельный участок, на котором стоит ваш дом, земля ваша. И законодатель оставил на ваше усмотрение получение этих документов. Они бывают нужны только в том случае, если, допустим, все жители домов или конкретного дома решили совершить какие-то юридические сделки с земельным участком», - прокомментировал Владимир Молодых.
Земля принадлежит москвичам в тех нормативных размерах, которые определялись СНиПами, действовавшими на момент застройки. При этом федеральные законы запрещают ставить на кадастровый учет вновь образованные объекты недвижимости, если они окажутся меньше нормативного размера, определенного тем СНиПом. «Это означает, что если коллективная паранойя охватит абсолютно все 100 процентов собственников помещений в многоквартирном доме, и они примут решение на общем собрании об уменьшении своего земельного участка до фундамента, Росреестр будет обязан не принять подобный земельный участок на кадастровый учет», - подытожил эксперт.
В заключение он порекомендовал москвичам писать заявление в прокуратуру по факту нарушения конституционных прав и свобод, связанных с незаконным отчуждением частной собственности.
Специалист в вопросах государственного кадастра недвижимости Антон Хлынов поддержал позицию коллеги о том, что большинство участков были сформированы изначально. И, выполняя межевание, важно соблюсти те нормативы, которые существовали при их формировании.
«Мои слова подтверждает статья 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса». Пункт 2 гласит, что земельный участок, на котором распложен многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома, объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме», - отметил Хлынов.

2

Ирина
Спасибо, Ирина!
На первый взгляд, с посылом приведенного текста вполне можно согласиться.
И, возможно, НАДО что-то делать и в этом направлении.
Однако необходимо понять, можем ли мы сейчас в нашей конкретной ситуации, перед фактом довольно скорого расселения, хоть в какой-то мере воспользоваться такой инициативой? Судя по всему, вопрос затрагивает основы градостроительной политики, которая очевидно не может и не будет изменена за какие-нибудь полгода, увы.

3

Уважаемые соседи, в этом разделе размещаются все комментарии специалистов, журналистов и наши с вами, касающиеся официальных документов и порядка взаимодействия граждан с представителями государственных и иных заинтересованных структур.

4

По-моему, полезная информация по проблеме "равноценности" жилых помещений:

"Интерес представляет Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14974/10 от 22 марта 2011 г. по факту отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации договора мены квартир. Ситуация не совсем ординарная: и собственник расселяемого жилья, и городские власти пришли к соглашению, была подобрана новая квартира, удовлетворившая обе стороны, но регистрационная служба отказалась регистрировать сделку. Дело в том, что по закону требованиями к Договору мены предусмотрено, что жилые помещения, принадлежащие обменивающимся сторонам, признаются равноценными. Учреждение не удовлетворил представленный отчет об оценке рыночной стоимости квартиры из расселяемого дома.Все перипетии рассматривать нет смысла, важен один момент, отраженный в решении. Приведу его дословно:

«…квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им [собственникам] взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей».

Поразительно светлые и полезные мысли снисходят, порой, на высшие судебные органы. Вот вам прецедент, которым ввиду несовершенства соответствующего законодательства можно оперировать на судебных разбирательствах".
http://www.realto.ru/journal/likbez/sho … article-p6

5

(Мнение экспертов)

Жители хрущевок не хотят переезжать в тесные квартиры

Новое жилье при расселении – вопрос политический, а не правовой

В пятиэтажках, предназначенных под снос, по данным департамента жилищной политики и жилого фонда Москвы, проживает 26 000 семей. До 2015 г. должны снести 1,3 млн кв. м ветхого жилья. Однако этот процесс из-за изменения практики расселения может быть осложнен – москвичей теперь переселяют из расчета «метр в метр» и не дают одновременно улучшить жилищные условия.

Председатель оргкомитета общественного движения «Московские переселенцы» Павел Кушаков считает, что переселенцы должны отстаивать свои права в судах. В то же время депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов уверен, что проблема лежит не в юридической, а в политической плоскости, поэтому единственное, что могут сделать переселенцы – попытаться переубедить столичные власти. Об этом эксперты рассказали в ходе онлайн-конференции «Новые правила расселения пятиэтажек: борьба с «халявщиками» или очередная несправедливость?».

Только чиновникам известно
Когда-то столичные власти обещали завершить программу сноса пятиэтажек до 2010 года. Но помешал кризис, и теперь все ветхие хрущевки должны быть расселены до 2015 года. Как сообщила в конце марта заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилого фонда Москвы Валентина Логунова, в ближайшие 1,5 года в Москве будет расселено 87 пятиэтажек, а до конца 2015 г. новые квартиры получат жители 339 домов. Подробнее об этом читайте в материале «За 1,5 года в Москве расселят 87 пятиэтажек».

Жители домов сносимых серий до сих пор не знают, когда их дома будут снесены. По словам Михаила Москвина-Тарханова, многие планы и правила, касающиеся строительства и землепользования пересматриваются, поэтому сейчас трудно предсказать судьбу того или иного дома.

«Однако у исполнительной власти на местах имеется информация, есть она и в управах, - отмечает депутат. - Если сами граждане не могут эту информацию достать, надо обратиться к только что избранным депутатам районных советов, желательно к таким, с какими будет разговаривать власть доверительно. Если не получается, то через электронные ресурсы комплекса градостроительной политики, через электронные информационные системы ИГАИС, путем запросов в органы исполнительной власти, обращения к избранному от вашего округа депутату Мосгордумы (чтобы не «сталкивать лбами», не надо обращаться к «непрофильным» депутатам, ищите «своих» на сайте Мосгордумы)».

Закон – это то, что думают о нем судьи
В последнее время процесс расселения пятиэтажек осложнился. «На сегодняшний день имеют место массовые нарушения при переселении. Вместо предоставления квартир по закону предлагают «из того, что есть в наличии», - рассказывает Павел Кушаков. - В случае постановки вашего дома в планы под снос, перед походом в ДЖП в обязательном порядке необходимо проконсультироваться с юристом, чтобы как минимум понимать, сколько метров и комнат должно быть в вашей законной жилплощади под переселение».

Новые проблемы переселенцев связаны с событиями годичной давности (подробнее об этом читайте в статье «Ветхие дома: переселение или обрушение?»). В феврале 2011 г. Мосгордума по требованию прокуратуры исключила «коррупциогенный фактор» из закона «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». Под коррупциогенным фактором подразумевалась формулировка «могут быть» в части, где говорится о том, что «гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии могут быть улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях».

Депутаты Мосгордумы тогда единогласно проголосовали за поправку, однако после этого началась острая дискуссия о принципах расселения, в том числе и среди народных избранников. Тем не менее с весны 2011 г. многим переселенцам предлагают жилье «метр в метр», тогда как раньше они могли улучшить жилищные условия одновременно с переселением из сносимого дома.

«Закон как таковой не изменен, изменена практика переселения, что по сути превратило переселение в выселение, в том числе в судебном порядке…» – говорит Павел Кушаков. Это приводит московских переселенцев в недоумение – почему жители соседнего дома, который был расселен раньше, смогли получить жилье лучше, а они должны опять жить в тесноте?

Дело в том, что чиновники и суды при принятии решения о предоставлении нового жилья стали руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ, а не московского закона. «Понятно, что почти никто не понимает, что происходит. Как так получается, что закон не изменился практически, за исключением одного единственного положения, а вся правоприменительная и судебная практика стала принципиально иной? Дело в толковании норм закона судами и органами исполнительной власти, изменилось именно оно. Как говорят англичане: «Закон – это не то, что думают о нем люди, закон – это то, что думают о нем судьи», - объясняет Михаил Москвин-Тарханов.

Назад в 1990-е
Причины противоречий между федеральным и городским законодательством стоит искать в становлении принципов расселения в постсоветское время. «В 1990-х годах действовал общий принцип расселения в Москве из аварийного жилья: люди получали из расчета «метр в метр» в любой части города. При этом полагалась комната на семью при раздельном лицевом счете, если счет не разделен, то все могли попасть в одну комнату, - вспоминает Михаил Москвин-Тарханов. - Весь город был наполнен скандалами и стычками. Люди требовали улучшения и хотели остаться в районе проживания».

В начале 2000-х столичные власти пошли на уступки: нанимателям стали предоставлять на выбор из расчета «метр в метр» в районах обжитых или по нормам предоставления (18 метров на человека) в районах массовой застройки. Собственникам площадь также продолжали предоставлять из расчета «метр в метр», но при этом давалась возможность докупить по льготным расценкам до 15 кв. м на семью, а 4-5 метров и вовсе давались дополнительно бесплатно.

Но и это не устроило многих жителей сносимых пятиэтажек. Тогда в 2006 году Мосгордума приняла ныне действующий закон, согласно которому все переселенцы получали новую квартиру в районе проживания: наниматели – по нормам предоставления (18 кв. м на человека), а собственники – из расчета «метр в метр» с правом докупить лишние метры по льготным расценкам. «Но если люди сознательно ухудшали свои жилищные условия до переселения, с ними поступали по федеральному закону – «метр в метр» в зоне массового строительства, а могли переселить и в коммуналку, - говорит депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. - Для тех, кто хотел быстрее решить свой вопрос, существовали договоренности (скажем, семья соглашалась уехать из центра на окраину, не требуя квартиры в районе проживания, но за это получала большую площадь и т.п.). Кто не мог получить, что положено, сразу, мог дожидаться решения в маневренном жилищном фонде».

Теперь в этой практике прокуратура усмотрела потенциальную возможность для коррупции. Изменилось толкование норм судами, при этом роль ревизора закона взяли на себя прокуратура и суд, давая расширительное толкование нормам ЖК РФ и тем самым отменяя реализацию норм московского закона. Михаил Москвин-Тарханов признает, что ситуация частично вернулась к 1990-м годам.

На чьей стороне справедливость?
Жилищный кодекс во главу угла при улучшении жилищных условий ставит принцип очередности. И в этом, по мнению чиновников, состоит главное противоречие со столичным законом – ведь согласно ему, наниматели квартир в пятиэтажках могут улучшить жилищные условия сразу при переселении в обход очереди.

Некоторые читатели wwwirn.ru также усматривают в этом несправедливость. «Конечно, сейчас явно перегибают палку, но все же. Я сама очередник, дом мой под снос не назначен. И я не возражаю, конечно, чтобы пропустить в очереди тех, кто в ней давно стоит и реально нуждается в улучшении жилищных условий. Но у меня у самой есть знакомые, которые 15 родственников со всей страны в свою хрущевскую «двушку» прописали и получили в результате пять квартир! – поведала одна из читательниц. - Из них только в одной сейчас реально живут (собственно изначальные хозяева хрущевки), две квартиры сдаются, а две люди вообще продали, получили деньги, и так и остались жить в своем Пскове. Это же нечестно просто! Почему я ради таких людей, которым жилье и не нужно вовсе, должна ютиться вчетвером в «однушке» с отцом-инвалидом и двумя детьми? И никто мой дом сносить не собирается, а очереди еще неизвестно сколько ждать».

Как рассказал Михаил Москвин-Тарханов, весь пул готовых квартир в Москве делился на три части – для очередников, для возмездных программ (социальная ипотека, молодая семья, коммерческий наем и прочее) и для переселения граждан из ветхих и аварийных домов. И действовали три разных принципа: очередь на бесплатное жилье, очереди признанных нуждающимися в улучшениях и без очереди для переселения из аварийного и ветхого жилья, а также из коммунальных квартир.

«Очередники были недовольны: почему нет общей очереди для всех, хотя бы в отношении бесплатного жилья, почему люди, не стоявшие на очереди, бесплатно улучшают свои жилищные условия? Ведь реально все квартиры куплены за средства городского бюджета. Где равенство перед федеральным законом? Вот на эту точку зрения встали сегодня органы исполнительной власти Москвы, прокуратура и Мосгорсуд, - говорит депутат. - Вот поэтому неотмененные нормы закона по факту не применяются из-за расширенного толкования норм ЖК РФ».

Сам Москвин-Тарханов признается, что не знает, на чьей стороне справедливость, хотя и придерживается точки зрения, что жилищные условия переселенцам надо улучшать сразу: «Я не считаю, что я являюсь мерилом справедливости, но сомневаюсь также, что дата поставки на очередь является таким универсальным мерилом. Нельзя менять правила игры тогда, когда более половины ветхого или пятиэтажного жилья, коммуналок отселено по одним законам, нельзя начинать по одним законам, а теперь применять другие, ухудшающие права конкретной категории граждан, такого же мнения придерживается и Европейский суд по правам человека, можно опираться и на решения Конституционного суда РФ».

Хуже, чем в тюрьме
Новый подход столичных чиновников к расселению пятиэтажек вызывает протест у жителей хрущевок. «У нас ветхий фонд, в трехкомнатной квартире 54 кв.м проживает на постоянной основе и прописано восемь человек, реально три разные семьи, к тому же моя семья из трех человек стоит на очереди 15 лет. Вызвали в администрацию и предложили подписать договор найма на 3-комнатную квартиру 78 кв.м на все восемь человек. Все три семьи написали заявление на отказ от такого предложения», - поделился своим опытом фермер Василий Николаевич.

Еще более грустную историю рассказала читательница wwwirn.ru Лариса: «Я с семьей живу в двух комнатах (24 кв. м) в коммунальной квартире с 1988 года. Вселилась с семьей изначально в коммунальную квартиру. Со мной проживал отец (инвалид I группы, лежащий, передвигался только на инвалидной коляске), бывший муж (в разводе 16 лет), сын 26 лет, дочь (мать-одиночка) 21 год, внучка 2 годика. Наш дом идет на снос. Даже по новому закону переселения должно было быть в отдельную двухкомнатную квартиру. Мне дали смотровой опять на 2 комнаты в 4-комнатной квартире. Отец, узнав о том, что мы опять должны переехать в коммуналку, получил инсульт и скончался».

Житель пятиэтажки Михаил сравнивает свои жилищные условия с тюремными. «Семья из 7 человек проживает на жилплощади 29 кв.м, таким образом на человека выходит 4,14 кв.м. Теперь внимание: по ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – не менее 5 кв.м. Сейчас мы живем хуже, чем зеки на зоне...» - сетует он.

Более страшное сравнение нашла читательница wwwirn.ru Оксана: «Моя семья состоит из 6 человек, двое из которых несовершеннолетние дети (мой сын - 10 лет и дочь брата - 8 лет). Мы проживаем в коммунальной комнате 15,6 кв.м в муниципальной двухкомнатной квартире: на каждого человека приходится 2,6 кв.м. Не напоминает это вам размеры гроба?»

Власть на стороне очередников
Павел Кушаков считает, что стоит бороться за улучшение жилищных условий в судах. «Добровольно соглашаться на «незаконное равнозначное жилье» не стоит! Если все сделали правильно, т.е. обоснованно писали заявления и т.д., есть шансы выиграть и в районном суде. Если допустили ошибки, то, скорее всего, придется идти до Верховного суда».

Однако Михаил Москвин-Тарханов полагает, что чисто в юридической плоскости добиться чего-то очень сложно: «Если прекратить наивные беседы о разделении властей и правовой защите (до этого еще четыре поколения и лет сто в нашей стране), то вопрос в политической воле власти, причем власти именно политической, и в меньшей степени административной или судебной».

Можно через Госдуму добиться внесения двух «маленьких поправочек» в ЖК РФ, которые освободили бы столичный закон от блокирования судами на основе расширительного толкования норм федерального уровня. Но и здесь, по словам депутата Мосгордумы, должна быть политическая воля власти.

Поэтому лучшее, что сейчас могут сделать переселенцы, – это пытаться убедить власть в своей правоте. «Надо вести диалог с властью, идет серьезная дискуссия, исполнительная власть на стороне очередников, это ее право и ее видение справедливости, ее поддерживают суд и прокуратура, она опирается на федеральное законодательство и мнение правительства РФ. Думаю, надо вступать в диалог с правительством Москвы и убеждать, убеждать, убеждать. Силой здесь не взять, скандала никто не боится, справедливость им также душу греет, они не чувствуют себя в чем-то виноватыми, наоборот, искренне считают, что я не прав. Убеждать, обращаться, писать! А скандал бесполезен, отменят закон и все. На нашей стороне сегодня только рационализм и аргументация, логичная аргументация, а не правовая жвачка! Продавить скандалами здесь не получится. И в судах не выиграть!» - констатирует Михаил Москвин-Тарханов.

Хотя проблема расселения ветхих пятиэтажек непростая, однозначно можно говорить о том, что сносить хрущевки будут. По мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», именно необходимость сноса ветхого жилья приведет к расширению предложения первичного жилья внутри МКАД – ведь территории для нового строительства нет, остается только реконструкция промзон и возведение новых домов на месте изживших свое пятиэтажек. А насколько этот процесс будет справедливым, сказать сложно – справедливость понятие относительное, в данном случае все зависит от политических решений столичных властей.

Ссылка

6

(Мнение заместителя начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в САО)

На что надеяться жителям сносимых домов?

На что надеяться жителям сносимых домов?
В Москве программа сноса и отселения жителей из пятиэтажек первого периода индустриального домостроения, а также из аварийных и ветхих зданий ведется по-новому, поскольку городское законодательство в жилищной сфере приводится в соответствии с нормами и требованиями Жилищного кодекса РФ. А это значит, меняется порядок предоставления площади при переселении. Как все происходит на практике? Сегодня мы знакомим с опытом работы жилищников на Севере столицы, где хрущевок сносимых серий осталось, пожалуй, больше всего.
Наличие площади
Как рассказывает заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в САО Талия Шувалова, в 2011 году – первом полугодии 2012-го в округе планируется снести 22 дома, два из которых – аварийные. Причем по программе реконструкции пятиэтажного фонда шесть домов, расположенных в Бескудниково, отселяются полностью. Еще 14 пятиэтажек, оставшихся в районах Бескудниковский, Левобережный и Дмитровский, – частично. Связано это с тем, что в новостройках существует дефицит двухкомнатных квартир. Поступление необходимого количества «двушек» ожидается весной 2012 года, когда будут сданы в эксплуатацию новые дома. Поэтому сейчас активно ведется работа с жителями, которые имеют однокомнатные и трехкомнатные квартиры.
Бывают случаи отказов переселенцев от предлагаемых им жилых помещений. Обоснованы они, как правило, требованиями о предоставлении большей площади, чем семья занимала ранее, или раздельного жилья. На что же реально они могут рассчитывать?
Недавно два дома в Северном округе были признаны аварийными: на Ленинградском шоссе, 179 и улице Нижняя Масловка, 11/13. По закону площадь под переселение из аварийных строений предоставляется в короткие сроки, поскольку проживание в таких зданиях представляет угрозу для жизни людей. Но всем переселенцам из аварийных домов следует знать специфику: в данном случае нет льготы по сохранению района проживания. Поскольку это считается неплановым, ускоренным отселением и новостройки, подобные возводимым волновым методом для переселения жителей пятиэтажек сносимых серий, не предусмотрены. Им предоставляется площадь, имеющаяся в наличии у города.
Очередь не подвинуть
Среди тех, кто проживает в подлежащих сносу домах, бывают семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Их переезд теперь регулирует Закон города Москвы от 26.01.2011 № 4 «О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона города Москвы от 31 мая 2006 года № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».
– Поправки в закон о переселении были внесены по протесту столичной прокуратуры, которая усмотрела в действовавшей ранее редакции этого документа нарушение основного принципа жилищного законодательства – соблюдения очередности при улучшении жилищных условий, – комментирует Талия Шувалова. – Общеизвестно, что есть семьи, ожидающие решения квартирного вопроса более 20 лет. Закон, связанный с отселением домов сносимых серий или аварийных зданий, давал льготу всем очередникам, независимо от года постановки на учет. То есть они могли улучшить свои жилищные условия во внеочередном порядке. Выходило, что те, кто вставал на жилищный учет значительно позже плановых очередников, получали квартиры по норме обеспечения, да еще и в районе проживания. А люди, простоявшие на очереди десятилетия, дождавшиеся наконец новой площади, вынуждены были уезжать в районы массовой застройки, причем не только в городе, но и в области. Социального жилья не хватало, восполнить его не могли и квартиры за выбытием – как известно, это небольшой ресурс площади. Все же столичные новостройки шли под цели переселения.
Теперь переселенцам-очередникам (как нанимателям, так и собственникам) предоставляются жилые помещения по размеру общей площади равнозначные освобождаемым без снятия с учета. Исключение составляют лишь плановые очередники. Им улучшаются жилищные условия во время переселения в соответствии с Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Норма предоставления – 18 кв. м площади жилого помещения на человека.
– Это новое положение приходится разъяснять москвичам, которым предстоит переселение из домов сносимых серий, – отмечает заместитель начальника жилуправления. – При этом очередники, получая при переезде равнозначную площадь, не снимаются с жилищного учета, а продолжают ждать подхода очереди наравне со всеми остальными.
Если семья принята на учет до 1 марта 2005 года, то возможен вариант улучшения жилищных условий путем участия в одной из возмездных городских программ: покупки жилого помещения с рассрочкой платежа, с использованием ипотечного кредита или бюджетной субсидии. Это очень рациональное решение вопроса, так как норма приобретения жилья установлена по комнате на человека. Если же используется субсидия, то семья может купить квартиру или дом по своему выбору – в Москве, любом регионе России.
Ощутимая разница
Как переселяются граждане, не состоящие на жилищном учете? Нанимателям или собственникам предоставляется жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. К примеру, если в однокомнатной квартире проживает семья из пяти человек, то при переселении они так и получат «однушку». Но это уже будет квартира в доме-новостройке, соответствующая современным требованиям по благоустройству и качеству жилья.
– Часто при переселении москвичи, вспоминая опыт друзей и знакомых, переезжавших несколько лет назад из сносимых пятиэтажек, требуют несколько квартир или большую площадь, – делится Талия Шувалова. – Теперь жилищное законодательство этого не позволяет сделать. Если в результате разъяснительной работы нам не удается убедить жителей в том, что их просьба не основана на законе и не может быть удовлетворена, то решение возникшего спора передается на рассмотрение суда.
Коммуналка в законе
А что делать, если семья живет в квартире коммунального заселения? При переселении к этой теме подходят в соответствии с законодательством и по справедливости. Существует практика, когда изучается жилищная история квартиры. Те жители, которые с первоначального заселения коммуналки вселились в нее по ордеру, выданному на комнату, вправе претендовать на получение однокомнатной квартиры. Если квартира была заселена как отдельная одной семьей, но впоследствии самими жильцами разделена (путем изменения договора социального найма, выдела доли, реального деления на комнаты, продажи комнат и любыми другими способами), то при переселении предоставляется также одна квартира для совместного проживания.
– Многие граждане уверены, что их невозможно переселить в коммунальные квартиры. Раньше было такое ограничение по заселению, но теперь его нет, – разъясняет жилищник. – После принятия Закона города Москвы от 27.01.2010 № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» мы имеем полное право оформлять новое жилое помещение покомнатно по разным договорам.
В связи с отказом жителей, являющихся собственниками комнат в коммуналках, от переселения в предоставленные им квартиры также покомнатно в прошлом году на рассмотрение судов было передано 12 дел. Все решения по ним приняты в пользу города, и семьи переехали в коммунальные квартиры. В 2011 году в суды направлено восемь подобных исков, два из них уже удовлетворены.
Некоторые горожане пытаются доказывать в суде, что их однокомнатные квартиры тоже коммуналки. Недавно в жилищное управление Северного округа обратилась женщина, которая была собственницей ? доли в «однушке», где проживала со своей бабушкой. Из-за семейных неурядиц пожилая родственница перед смертью подарила свою половину внуку, который, вступив в права наследства, перепродал ее третьему лицу. Теперь пятиэтажка идет под снос, и два собственника требуют у города разные квартиры. По закону им полагается «однушка». В этой ситуации поможет компромисс: или один из собственников перепродаст другому свою долю на жилплощадь, или после переселения они продадут новую квартиру и разделят средства, чтобы потом каждый смог решить жилищный вопрос.
Зачем тратить деньги и нервы?
По мнению Талии Шуваловой, многие из переселенцев оказываются в судах в силу своей правовой неграмотности. Они обращаются к юристам и адвокатам, иногда слабо владеющим темой жилищного законодательства. Так рождаются ситуации, когда задерживается из-за судебных исков сам процесс переселения, тратятся деньги и нервы горожан.
– Департамент жилищной политики и жилищного фонда города уже много лет занимается вопросами переселения из сносимого жилищного фонда. У нас наработан огромный опыт. Когда начинается процедура оформления документов для переезда в новое жилье, у москвичей есть возможность выбрать квартиры, этажность. Когда же смотровые игнорируются или семьи обращаются в суд, то в итоге получают жилье из остатков. В прошлом году из 84 наших исков был отклонен лишь один. И это еще раз доказывает, что при переселении мы четко следуем букве закона, – считает замначальника жилищного управления в Северном округе.
А ведь все могло быть проще.

Ссылка

7

Всем добрый вечер! Наконец стал проявляться интерес к нашему вопросу у наших форумчан. В Интернете есть большая подборка статей и выступлений Владимира Г. Молодых. Почитайте, это не заумные разглагольствования юриста, а грамотный подход к вопросам собственности, особенно кооперативной. Кстати, это он, Молодых, посоветовал почитать устав нашего ЖСК, вернее он спросил у меня: "А устав вашего ЖСК у вас есть дома? В личном пользовании?". Надо просто уметь ценить то, чем владеете и знать, как Вы можете распоряжаться СВОЕЙ собственностью. Вопрос переселения домов ЖСК касается не только нашего дома, сами понимаете, сколько домов ЖСК переселили так, как 29-ый дом, так, как пытаются переселить наш. Здесь вопрос колоссальных денег. Ответ г-жи Шуваловой, так там упоминается 2012 год и это не наши случаи. Все приведённые примеры имеют отношение к муниципальному жилью. Вы же не в муниципальном доме проживаете и не приватизировали своё жилище, а живёте в доме, который был выстроен и содержится только за счёт членов кооператива. Здесь очень забавная ситуация. Не хочу никого обижать, но получается абсурдная ситуация. Люди, не имеющие возможности приобрести за свой счёт жил.площадь, получают жильё социального найма, государство предоставляет им возможность бесплатно приватизировать это жильё и человек становится собственником. Люди, построившие своё жильё за свои деньги+все годы полностью оплачивая расходы по содержанию своего дома, коммуникаций и прочие расходы, городские власти считают их такими же собственниками. Это к вопросу межевания, который так пытался провести Лужков, но юристы не пропустили этот закон, т.к. он, закон, слишком нарушал все действующие федеральные законы. К вопросу оформления участка земли. Все земельные участки, сформированные до 2007г, имеют законную силу, просто их не все внесли в существующую базу данных. Кто не знает советских правил? Любое строительство без надлежащего разрешения и отсутствия официальных документов, строго каралось законом. Да такое и в голову не могло придти никому, т.к. вся земля была государственной, за исключением участков земли, выделенных для ЖСК и принадлежащих ЖСК на правах бессрочного пользования. Это положение никто не отменял, следовательно оно действующее. Вот за что и бился Лужков, за право города на всю землю в черте города. Опять-таки, слишком большие деньги на кону. При этом, городские власти скромно умалчивают, что ЖСК ни копейки не берут из городского бюджета, а только пополняют его своими платежами. Пожалуйста, почитайте статьи Молодых, это не более получаса всех текстов, но Вам многое станет понятно. Удачи.


Вы здесь » Форум "Фестивальная-31. Переселение" » Документы по жилищной тематике » Комментарии, разъяснения и обсуждения документов


создать форум